Льды начинают мешать разгрузке судов северного завоза на Чукотке. Так, 30 октября в Анадырь пришел сухогруз «ФЕСКО Монерон» с 2300 тонн грузов, включая 168 двадцатифутовых контейнеров с продуктами и товарами народного потребления, техникой, стройматериалами и прочими очень нужными региону вещами.
Пришвартоваться у причала ему удалось только со второй попытки. Причем препятствием стал не битый и колотый лед, а сплошные поля толщиной до 40 сантиметров, сообщает информагентство «Чукотка». После разгрузки «ФЕСКО Монерон» в Анадыре ждут судно «ФЕСКО Ольга», которое сейчас находится в порту Эгвекинот. Там тоже непросто, шуга, но на помощь пришел буксир.
С 18 октября в акватории Анадыря объявили ледовую навигацию. В этот период к плаванию допускаются суда с ледовым классом не ниже Ice 2.
И если более мощный «Монерон» справился сам, то теплоходу «Остров Анциферова» пришлось помогать. Как написал ресурс Korabel.ru, около недели судно стояло в точке лоцманского приема у косы Николая в Анадырском лимане. Мощности портового буксира не хватало. Помощь пришла от танкера «Киликия» с арктическим классом Arc5, который доставлял авиационное топливо для компании «Чукотаэросбыт». Первым 2 ноября шел танкер, колол выносимый из залива лед, а за ним «Остров Анциферова». На борту последнего 5,5 тысяч тонн грузов, включая материалы для строительства школы и детсада.
В порту Анадырь затрудняются сказать, сколько времени уйдет на обработку сухогруза – все зависит от ледовой обстановки. На всякий случай этого своего «коллегу» будет дожидаться «Киликия», чтобы расчистить ему обратный путь. Прогноз погоды обещает Анадырю минус 20 градусов и ветер.
Параллельно с этим 27 октября объявили, что утвержден план расстановки 34 ледоколов Росморпорта на зимнюю навигацию...
Чукотка в принципе не может похвалиться организационным вниманием ответственных за нее сил.
Так, по состоянию на 1 ноября, в села Чукотского района завезена только треть от необходимых запасов угля. Четыре теплохода по мере возможностей ведут разгрузку, предсказывать сроки точно тоже невозможно из-за зависимости от погодной обстановки в акватории сел.
В сентябре сообщалось, что проблемой завоза продовольствия пришлось заниматься региональной прокуратуре и Совету Федерации. Жители поселков Чукотки жаловались на отсутствие необходимых продуктов в магазинах.
«Навигация, которую мы всегда ждем на Чукотке, обманула все надежды канчаланцев! Зато алкоголя навезли в Канчалан на любой вкус и карман – вот так мы боремся с алкоголизмом! А где же лук, яблоки, другие необходимые на Севере овощи и фрукты? Мы возмущены до предела!», – писали в соцсетях жители поселка Канчалан. «Народный фронт» Чукотки также убедился, что свежие овощи и фрукты и другую продукцию по субсидированным ценам жители села Омолон видят не чаще одного раза в квартал. Капусту, например, продавали по одному вилку в руки.
Есть проблемы и у северного завоза в целом, который с апреля 2024 года работает по новому закону. Первая – отсутствие утвержденных тарифов на услуги Единого морского оператора, вторая – ограничение лимита казначейских кредитов.
Пока основным источником оплаты услуг Единого морского оператора являются не государственные кредиты, а банковские займы, проценты по которым кусаются. А если бы тарифы на услуги оператора утвердили своевременно, это позволило бы привлекать федеральное субсидирование, снизить стоимость услуг, сделать их доступнее для всех, в том числе и для коммерческих предприятий.
Lx: 3496
